Музыка охоты (часть первая)

На охоте всегда существует необходимость обмениваться информацией, координировать действия участников. Особенно остро эта проблема стоит при передаче сигналов на большие расстояния. До изобретения мобильных телефонов и раций она с успехом решалась с помощью охотничьего рога. Подаваемые им сигналы (или позывы) призваны были известить участников охоты о том, какой именно зверь находится в гону, о взятии зверя, призывали других охотников на помощь.

К примеру, вот как описывает окончание одной из охот в своих «Записках мелкотравчатого» Е.Э. Дриянский: «Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!».

 

Сигналы, подаваемые рогом, несли не только чисто практическую, но и эстетическую функцию — они наполняли охоту ярким колоритом и прочно утвердились в сознании наших соотечественников как символ классической русской псовой охоты. Для того чтобы лучше ощутить атмосферу охоты нужно окружить себя природой. Но, несмотря на принадлежность к традиционно русскому типу охот, явление это универсально для большинства охотничьих культур и имеет очень древнюю историю. Прообразом современных духовых инструментов были большие морские раковины или рога животных (отсюда и само название), которые в некоторых уголках земли до сих пор используются для подачи сигналов.

Первые изготовленные человеком инструменты, внешне напоминающие современные трубы, появились приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры, с возникновением культуры обработки металла. Они существовали у древних египтян, греков, китайцев. Везде труба, зачастую вследствие своей портативности, служила в основном для передачи военных сигналов. В мирное время ее звуки возвещали о прибытии важных персон, начале празднеств. Неудивительно, что этот инструмент, издающий звуки так называемой натуральной шкалы, был взят на вооружение венценосными европейскими охотниками.

Традиция специальной охотничьей музыки зародилась во Франции, где во времена страстных охотников Людовика XIV и Людовика XV достигла небывалого расцвета и стала неотъемлемой частью охоты королевского двора. Дело в том, что, прельстив сердца монархов, она на долгое время превратилась в повальное увлечение всего двора, включая дам, что не могло не повлиять на придворное искусство: тема охоты все чаще появлялась в пьесах для дворцовых спектаклей (Антуан Шарпантье «Актеон», Анри Демаре «Диана из Фонтенбло»). Будущая маркиза де Помпадур, дабы снискать внимание Людовика XV, несколько раз мельком показалась ему на охоте, а затем явилась перед ним на одном из маскарадов в костюме Дианы.

Охотничью музыку того времени условно можно разделить на два типа: охотничьи сигналы, подаваемые только охотничьим рогом, а также композиции, темы и музыкальные пьесы, исполняемые на различных инструментах с непременным участием рога.

Основное предназначение охотничьих сигналов тогда заключалось в подаче ориентиров в погоне за оленем. Различные разновидности охотничьих музыкальных инструментов (простые прямые рога и трубы) в большинстве своем могли издавать только один тип звуков, и мелодия состояла из позывов различной долготы и краткости. Валторн как таковых на тот момент еще не существовало. Первая охотничья труба была изобретена в 1680 году. Тогда же были сочинены первые музыкальные произведения для нее — фанфары. Пятью годами позже была изобретена труба, свернутая в полтора оборота, а в 1723 году появилась классическая труба для псовой охоты — дампьер с тоном «ре» (названная так по имени маркиза де Дампьера). Позднее ее конструкция была несколько изменена, и труба имела уже два с половиной оборота. Это позволяло носить ее, просунув голову и руку в кольцо трубы. Наиболее распространенная в современных охотничьих ансамблях «орлеанская» труба была изобретена лишь в 1855 году и имеет три с половиной оборота.

Самих охотничьих сигналов во Франции существовало огромное количество: свои — для каждого этапа охоты на оленя, свои – для большинства охотничьих замков. Все новые сигналы появлялись поле некоторых торжественных мероприятий: сигнал «Королева» впервые прозвучал на бракосочетании Людовика XV и Марии Лещинской и в дальнейшем подавался при погоне за двухлетним оленем, еще не менявшим рогов.

 

Случайные

Oбработка трофейного кабана. Часть втора…

После этого клыки вынимают, удаляют из них рыхлую пульпу, очищают внутреннюю поверхность, обезжиривают ее ацетоном или спиртом и сушат в...

Ресурсы охотничьих зверей (Сурки)

Ресурсы и распределение сурков на территории РФ с 2000 г. по 2009 г. не претерпели больших изменений (Приложение I, рис....

Утки

Сведения о состоянии ресурсов водоплавающих птиц поступили от 803 корреспондентов – наблюдателей из 68 субъектов РФ. По данным респондентов, численность уток...

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту