Музыка охоты (часть вторая)

До сегодняшнего дня по всей Европе в ходу классические охотничьи рога, которые используют только природные тона, образующиеся в результате изменения напряжения губ. Разновидностей рогов также немного. К примеру, в Германии их всего два. Das Parforcejagdhorn (рог для парфорсной охоты, или большой рог) — этот рог с диапазоном звучания от мягких и полных тонов до грубых и дребезжащих был заимствован из французской охотничьей культуры вместе с традицией парфорсной охоты в XVII – начале XVIII века. Его значительный размер позволяет всаднику освободить обе руки и является, по сути, трубой Дампьера.

Das F rst – Pless - Jagdhorn (kleines Horn, или малый рог) – назван так в честь своего создателя, оберегермейстера кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II князя фон Плеса. Он вошел в употребление с 1870 года и полюбился простотой и выразительностью своих мелодий. Чаще всего он звучит в конце охоты, когда дичь «отпевается» — над дичью, разложенной в особом порядке играется определенный набор мелодий «во славу добытой дичи», причем для каждого вида животных и птиц – мелодия своя. В России культура придворной охотничьей музыки также получила некоторое развитие. В частности, здесь был создан абсолютно уникальный оркестр, состоящий из усовершенствованных охотничьих рогов различного размера. Изобрел его при Елизавете Петровне в 1752 году уроженец Богемии Я. Мареш, капельмейстер Нарышкиных.

В состав оркестра входили от 70 до 120 рогов различного размера — от восьми сантиметров до пяти с половиной метров! И при этом каждый из них исполнял одну единственную ноту низкую (большие рога) или высокую (малые рога). Сложность такого исполнения заключалась в том, что каждый инструмент должен был подавать свой голос лишь в строго определенный момент, превращая тем самым весь оркестр в аналог живого органа. В дальнейшем такими оркестрами обзавелись и некоторые состоятельные аристократы.

Непосредственно же охотничьи сигналы изначально сильно отличались от западных. Но из-за охотного заимствования всего иностранного старинные позывы почти затерялись в заимствованных из Европы. Да и среди самих охотников к XIX веку уже не существовало единогласного мнения. У каждой охоты, а то и у каждой малой группы охотников сформировались свои сигналы, и потому часто возникала большая неразбериха.

Первую попытку разобраться в ней предпринял Л.П. Сабанеев, считавший, что исконные русские охотничьи сигналы игрались более протяжно и, начинаясь с низкой ноты, всегда переходили на высокую. Немецкие же позывы, по его мнению, «отличаются большей виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные». Отобранные сигналы были проверенны на 10-й выставке, проводимой журналом «Природа и охота» и те из них, которые были признаны наиболее удачными, были записаны в виде нот.

 

Случайные

Музыка охоты (часть первая)

На охоте всегда существует необходимость обмениваться информацией, координировать действия участников. Особенно остро эта проблема стоит при передаче сигналов на большие...

Большая охота (часть пятая)

Убедительным подтверждением, иллюстрирующим это положение, является и вовсе бескрылый «крылатый предмет», обнаруженный в одном из погребений охотника. Прямоугольное изделие из...

Колонок

Колонок Численность колонка в целом по России в прошедшем сезоне, по материалам охоткорреспондентов, возросла по сравнению с предыдущим...

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту